Маковский В.

Главная
Авторы
Жанры
Издательства
Глоссарий

(1839-1915) — выдающийся русский живописец, один из крупнейших мастеров бытового жанра в реалистической живописи 19-го века. Родился в Москве, в семье одного из организаторов Московского училища живописи ваяния и зодчества Е.И.Маковского. Творческий облик В.Е.Маковского определился в годы ученичества (1861-1866 г.г.), которые совпали со временем подъема в русской живописи реалистического бытового жанра. Свойственные художнику наблюдательность и любовь к народу позволили ему открывать глубокое содержание в заурядных, на первый взгляд, событиях повседневной действительности. Уже в ранних своих произведениях Маковский стремился к предельной правдивости и наглядности сюжета. Таковы его картины «Игра в бабки» (1870 г.), «В приемной у доктора» (1870 г.), «Любители соловьев» (1873 г.). В середине 70-х годов творческие интересы художника расширяются, углубляется его понимание жизни и обогащается живописное мастерство. В эти годы Маковский окончательно определяет главную тему своего творчества — городской быт, жизнь городских обывателей, от представителей зажиточной верхушки до обитателей ночлежных домов. Во второй половине 70-х годов Маковский создает произведения проникнутые социально-критическим содержанием: «Посещение бедных» (1875 г.), «Ожидание» (1876 г.), «Осужденный» (1879 г.). В 80-х — 90-х годах талант Маковского достигает зрелости. Для произведений этого периода характерно более широкое социальное обобщение. В 1881 г. Маковский пишет знаменитую картину «Крах банка», воспроизводя в ней типичное для того времени событие. В картине «Свидание с сыном» (1883 г.) запечатлено не менее типичное событие: встреча крестьянки-матери с сыном, отданным в учение в город. Здесь, тонко и проникновенно передает художник чувство материнской любви, силу ее глубокой, но сдержанной скорби. В многочисленных бытовых сценках Маковский остро подмечает типичные черты облика своих современников, часто оттеняет комические или лирические стороны изображаемых явлений. Таковы картины «В передней» (1884 г.), «По начальству» (1888 г.), «Первый фрак» (1892 г.). В 90-х годах Маковский выполняет серию картин под общим названием «На Волге», героем которых является волжский трудовой люд. Эта серия стала своеобразной прелюдией к последнему этапу в творчестве художника, для которого характерны картины трагического содержания: «Ходынская катастрофа» (1897 г.), «Допрос революционерки» (1904 г.), «Кровавое воскресенье» (1905 г.). Художник широкого творческого диапазона, Маковский работал также в области портрета и книжной иллюстрации. В области бытовой живописи В. Е. Маковскому нет равных. Он непревзойденный мастер короткого, яркого рассказа, мастер картины-новеллы. В своем творчестве он продолжал и развивал лучшие традиции зачинателей русского жанра — А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина, выдающихся русских художников-жанристов П. А. Федотова и В. Г. Перова.



Отправить сообщение  На главную Саратовского Государственного Университета им. Н.Г. Чернышевского      

Свободное некоммерческое использование материалов сайта "Коллекция почтовых открыток начала XX века" в Интернете,
допускается при условии указания авторства ПРЦ НИТ СГУ и активной ссылки на http://postcards.sgu.ru/

Печатное использование только с согласия ПРЦ НИТ СГУ.